Тест летних шин За Рулем 2021
Специалисты За Рулем испытали дорогие и дешевые летние для SUV автомобилей. В тестировании приняли участие как дорожные, так и универсальные шины. Был составлен рейтинг шин размером 253/60 R18, которые стоят своих денег.
На шинах размерностью 235/60 R18 с заводов выпускают популярные Hyundai Santa Fe, Kia Sorento и премиальные Porsche Macan и Mercedes GLC. Но все хотят сэкономить при замене шин.
Самыми дорогими покрышками в тестах За Рулем в 2021 году оказались Continental PremiumContact 6 и Goodyear Eagle F1 Asymmetric 3 SUV. Их цена варьируется в районе 11 тысяч рублей. На 20% дешевле оказались Nokian Hakka Black 2 SUV и Toyo Proxes Sport SUV – по 9 тысяч рублей.
Недорогая отечественная альтернатива – новые шины Viatti Bosco H/T по 5 тысяч рублей за штуку. В эту же цену выйдут китайские шины Zeetex SU1000 vfm, Triangle AdventeX SUV TR259, Rapid Ecosaver и Landsail LS588 SUV.
А еще в тестах будут шины Centra Adventure A/T – но при цене более 6 тысяч рублей они являются универсальными: для дорог и бездорожья.
Содержание
Место испытаний
В 2021 году местом для тестирование За Рулем выбрали Нижнюю Саксонию. Испытания проходили на автомобиле Mercedes-Benz GLC с высокоточным измерительным комплексом Vbox Racelogic, работающий в совокупности с GPS и ГЛОНАСС.
За исключением покрышек Centara Adventure А/Т, все испытуемые не имеют внедорожных амбиций и рассчитаны на использование на асфальте — поэтому все тесты мы проводили именно на дорогах с твердым покрытием.
Памятуя о разнообразии климатических зон России-матушки, тестовых сессий провели две. Первую — в условиях «обычного» лета, при температурах от 17 до 23° С — на высококлассном, одном из самых больших полигонов мира, немецком АТР. А осенью повторили самые важные замеры тормозных свойств в прохладной Финляндии, на испытательной площадке фирмы Nokian Tyres. Там было всего 8-10 градусов тепла — не опасно ли ездить на летних шинах в межсезонье или холодными ночами? Хотя «холодные» результаты пошли в зачет с менышей значимостью, чем «теплые», поскольку такая погода случается нечасто.
В поисках комфорта
Покупая дорогой автомобиль, человек рассчитывает на то, что он будет комфортным. Меньше всего дорожного шума просачивается в салон Мерседеса, когда он катится на шинах Continental, Goodyear или Тоуо. Логично, что больше всех давят на уши универсальные покрышки Centara — гудят разреженным протектором и повизгивают в поворотах. Но столь же громкого аккомпанемента от асфальтовых шин Viatti мы не ожидали — особенно сочно они озвучивают любые дорожные неровности.
И трясут Viatti сильнее всех! Даже «полувнедорожная» Centara А/Т заслужила на полбалла более высокую экспертную оценку.
Хорошую плавность хода показали шесть участников: к именитым шинам Continental, Goodyear, Nokian и Тоуо присоседились китайские Landsail и Triangle. Все они вполне близки к представлениям о мерседесовском комфорте.
Если дернуть стоп-кран
А что с безопасностью? Самое важное — эффективность экстренного торможения. Мы измеряем тормозной путь с 80 до 5 км/ч на мокром асфальте и со 100 до 5 км/ч — на сухом. Обратите внимание — не до полной остановки, чтобы на результаты замера не повлияла частичная блокировка колес, которую даже современная АБС допускает на малых скоростях.
На теплом сухом асфальте Мерседес лучше тормозит на Тоуо. Самая низкая эффективность торможения — на покрытий Rapid: разница с лидером составляет почти 15%. Rapid обставляет даже полу-вездеходная Centara.
Холодная дорога приносит убедительную победу Conti. Хуже всех тормозят… опять Rapid и Centara ACT — у них одинаковый результат с отставанием около 10%.
Налетаем мокром асфальте Тоуо вновь тормозит увереннее всех. Последнее место среди шоссейных шин занимает всё тоже Rapid, уступая лидеру почти 30%.
Эго пропасть! Формально аутсайдером является и Centara А/Т — но для универсальной шины её результат неплох.
На осенней влажной дороге, как «посуху, эффективнее других тормозит Conti. Сильнее всех не любит холод и влагу Triangle — его результат на 13,5% хуже. Зато Centara АУТ снова не сдается -хоть и на предпоследнем месте, но она обыгрывает Triangle на 4%.
«Блинчики» по воде
Если воды на дороге много, появляется опасность аквапланирования. Какие шины всплывают раньше? Оценить это позволяют специальные ванны с тарированным слоем воды. Раньше всех (на скорости 82 км/ч) машину в залитом водой вираже начинает стаскивать на шинах Landsail. Дольше всех сопротивляется Nokian — вплоть до 93 км/ч. Разница -более 10 км/ч! Для реальных условий эксплуатации это много.
Дорожные манеры
На автобанных скоростях «за сотню» лучше всех держат прямую покрышки Continental. А вот шины Тоуо наделяют Mercedes-Benz GLC пустоватой баранкой с нечетким «нолем» и рысканиями из стороны в сторону. Корректировку осложняют задержки в реакциях. Даже «атэш-ная» Centara получила меньше замечаний.
На извилистой трассе наиболее примерное поведение GLC продемонстрировал на шинах Continental, Goodyear и Nokian. На «полувездеходных» покрышках он неохотно входит в быстрые виражи, соскальзывая передком наружу, а углы поворота руля и задержки в реакциях значительно увеличились. Не понравились и шины Zeetex, лишающие GLC точности управления и информативности.
На мокром автодроме расклад изменился. Здесь самое четкое и прогнозируемое поведение Мерседесу обеспечивают шины Тоуо. А вот напрягают и даже вызывают раздражение… нет, не универсальные шины Centara, а шоссейные покрышки Zeetex. На них Mercedes-Benz ведет себя буквально как корова на льду. На входе в поворот может неожиданно сорваться в снос передком наружу, или уже на дуге резко взбрыкнуть в сторону кормой. Во всех случаях скольжения оказываются долгими, будто на катке. Centara тоже грешит сносом и поздней стабилизацией, но не в таких масштабах.
Проверка на экономичность
Оценивая экономичность, с особым пристрастием смотрим на универсальные покрышки Centara Adventure А/Т.
Много ли топлива «подъедает» разреженный рисунок протектора? Вы удивитесь: китайские шины АУТ в условных городских условиях показывают такое же сопротивление качению, как чисто асфальтовые Тоуо. А на шоссе Мерседес потребляет лишь на ОД л/100 км больше — в абсолютных величинах 5,5 и 7,7 л/100 км соответственно.
Влияние на расход топлива мы оцениваем по выбегу (свободному качению) автомобиля в диапазонах скоростей 100-80 и 70-50 км/ч. В лидерах по сбережению денег на топливо, и это сюрприз, $ китайский Landsail: Мерседес расходует 7,3 литра на сотню при приведенной скорости 90 км/ч и 5,2 литра — при 60 км/ч.
Топы лучших шин 2021
Чуда не произошло: по сумме баллов вперед вырвались именитые бренды. Впереди — Continental PremiumContact 6. Хорошо сбалансированные шины. Continental лидирует в большинстве дисциплин, и только аквапланированию в поворотах сопротивляется чуть ниже среднего. А цена хоть и велика, но переплата сверх справедливой цены, определенной по нашей собственной % методике (ЗР № 3,2019) — всего 6%.
Совсем рядом — Nokian Hakka Black 2 SUV. Эти шины лидируют в противостоянии аквапланированию и в остальном сюрпризов не преподносят, Хакка особенно понравится тем, кто проживает в дождливых регионах. Ценник адекватен — налицо экономия в 8% onto-[ сдельно справедливой цены.
На третью ступеньку подиума I обирается Toyo Proxrs Spent SUV. Это одер то «зацепу» в теплых условиях, по комфорту и управляемости на мокром асфальте. Есть н слабости — сложности с курсовой устойчивостью и управляемостью на сухой дороге, а также нескромный аппетит. Вряд ли это удачный выбор для дальних поездок. Плохо то, что шины Тоуо ослабляют хватку с понижением температуры.
Четвертое место занимает Goodyear Eagle FI Asymmetric 3 SUV, едва втиснувшись в группу «отличных» шин (у нас она начинаются с 900 баллов). Баланс характеристик ровен. В плюсах — комфорт на уровне Conti и Тоуо. В минусах -снижение эффективности торможения на мокром покрытии при похолодании. Переплата относительно справедливой цены составляет более 20%.
Дорого!
Группу «хороших» шин (от 850 до 899 баллов) открывает Viatti Bosco Н/Т. Для отечественного бренда пятое место — это успех. Эти шины недолюбливают лужи и не сильны в комфорте, зато недороги: экономия более 25% относительно справедливой цены.
Немного ниже — Landsail LS588 SUV. Это единственный из пяти китайских комплектов шин, вошедший в категорию «хороших». Лидирует в экономичности, уверенно цепляется за холодный асфальт и вполне комфортен. Но осложняет курсовую устойчивость и управляемость на сухом покрытии. И больше других боится луж в повороте.
Седьмое и восьмое место делят Triangle AdvanteX SUV TR259 и Zeetex SU1000 vfm. Это шины из категории «посредственных» (от 800 до 849 баллов). По комфорту и экономичности почти не различимы, но Triangle отличает сочетание приличного поведения и слабых сцепных свойств. У Zeetex наоборот -уровень зацепа средний, а противостояние аквапланированию отличное. Но вот управляется Zeetex хуже и опаснее всех.
Rapid Ecosaver лишь девятый. Немногочисленные достоинства — поведение на сухой дороге, средний комфорт и относительная экономичность на скорости 60 км/ч. В пассиве — самые слабые сцепные свойства и проблемная управляемость на мокром покрытии. И — на 33% дороже справедливой цены!
Внезачетные шины Centara Adventure А/Т, казалось бы, провалились. Сцепные свойства на асфальте – наравне с «бледным» Рапидом, хотя сопротивление аквапланированию благодаря широким канавкам протектора приличное. Управляемость, экономичность и уровень шума -обычные «болевые точки» универсальных шин, но всё же итоговые 809 баллов для полувездеходной шины — не самый плохой результат. Особенно если учесть, что на грунтовке такие покрышки отыгрывают своё. Но об этом как-нибудь поговорим отдельно, сравнив её с себе подобными.
Измерение аквапланирования
Самый простой, но точный метод измерения скорости начала аквапланирования — разгоняться колесами одной стороны автомобиля по водяной ванне, и заметить момент начала определенной пробуксовки ведущего колеса (ЗР№ 3,2021).
С полноприводным Мерседесом такое не выйдет. Поэтому в этот раз мы оценивали скорость начала поперечного, а не продольного аквапланирования. Для этого автомобиль движется по окружности диаметром двести метров -и прямо так, с повернутыми и зафиксированными колесами, влетает в лужу. Да не простую, а тарированную — глубиной строго 6 мм, причем по всей ванне, поскольку даже небольшая рябь на воде, возникшая от ветра, исказит результаты. Датчик, установленный в салоне, мониторит боковое ускорение. С каждым кругом водитель увеличивает скорость на 5 км/ч, начав с 60 км/ч.
В какой-то момент протектор шин уже не успевает отводить воду из пятна контакта. Машина начинает всплывать, распрямляя траекторию, что приводит к снижению величины бокового ускорения. По графику зависимости бокового ускорения от скорости находим её критическое значение, при котором величина ускорения падает до 0,2 g (где g -ускорение свободного падения). В этот момент автомобиль ещё держится за дорогу и слушается руля, но уже на пределе.
ХОЛОДАЕТ
Как мы уже отмечали в тесте «народных» 15-дюймовых шин (ЗР № 3,2021), при похолодании эффективность торможения обычно растет. Если испытания показывают обратный тренд — дело, скорее всего, в наличии в резиновой смеси хитрых присадок, улучшающих зацеп только при определенной температуре.
Когда холодает, сильнее всего ухудшаются тормозные свойства шин Тоуо, перемещающихся с первого места в «теплых» замерах на сухом асфальте аж I на шестое. Если дорога мокрая, низкие температуры заметно ухудшают зацеп трех участников — Тоуо (падение с лидирующей позиции на четвертую), Goodyear (с четвертой на седьмую) и Triangle (с восьмой на последнюю). На них прохладными ночами, а особенно осенью, рекомендуем ездить осторожнее.
Но вот китайский Landsail при «похолодании» буквально прыгнул с пятого летнего места на второе (на мокром -с седьмого на третье), a Triangle — с восьмого до пятого места сухого рейтинга. Скорее всего, ненамеренно: просто их шинные смеси не имеют присадок, которые улучшают «держак» в жару, как у продукции боЛе, именитых компаний
Взять, к примеру, шины Continental PremiumContactG — образец стабильно высокой эффективное, торможения. При похолодании вырывается в лидеры и на сухой, 1 и на мокрой дороге.
А ведь всего три года назад та же шина в раз. мере 225/45 R17 в нашем тесте (ЗР Nq 4,2018) демонстрировала ухудщение тормозных свойств при похолодании.
А теперь все проблемы исправлены-наглядный пример того, как производитель отреагировал на результаты наших
Я себе виaтти в прошлом году поставил, и вот за ее деньги прям понравилась резина. Да, это не премиалка, но блин в 18 размере премиалка просто сейчас не подъемная (с этой пандемией). Виaтти держит, тормозит, сильно не шумит, мне для летней больше ничего не надо
Самая лучшая протестированная шина часто оказывается… очень дорогой. И многие абсолютно обоснованно уже не смотрят на нее, а подбирают себе покрышки из «чего-то попроще и подешевле».
Интересный тест и результаты у него показательные, даже не думал, что шины Виaтти настолько универсальны, надо будет присмотреться к ним поближе.
Китайские шины зашквар
Выброр большой. Я вот решил поддержать отечественного производителя, взял виатти страда. Нормальная резина
Езжу на Виатти. Резина нравится.
Приобрел Виатти Страда в прошлом году. Качество на достойном уровне.
Езжу на Виатти Страда 2. Бренд популярный, многие сейчас ставят. По первым впечатлениям — очень неплохо, будем дальше смотреть.