Рейтинг
Рейтинг самых популярных автомобильных шин по версии пользователей
Смотреть

Слежка за давлением в шинах

В США, Японии и Европе система контроля давления в шинах — обязательное оснащение для новых машин, таких как Инфинити QX60 2020. Скоро так будет и у нас.

Польза от подобных систем очевидна. Пониженное давление даже в одном из колёс ухудшает управляемость (фактор безопасности, ради чего всё и затеяно), повышает расход топлива и, само собой, ускоряет износ протектора. Ранние системы умели только предупреждать водителя о том, что с давлением что-то не так. Современные могут указать, в каком конкретном колесе снижено давление и насколько оно отличается от нормы.

Системы контроля давления обычно именуют аббревиатурами TPMS (англ, tire pressure monitoring system), RDKS или RDK (нем. Reifendruckkontrollsystem, смысл идентичный). У некоторых фирм есть собственные обозначения для таких систем.

В массовом производстве развиваются два направления. Первое обозначают как direct (прямое), второе — indirect (косвенное).

Цена вопроса

«Прямые» устройства для самостоятельной установки (комплект из датчиков, управляющего блока, монитора, проводов) продают за 3500-5000 рублей. При заводском монтаже стоимость TPMS такого типа намного ниже, а «косвенные» системы отличаются от штатного варианта только программным обеспечением. То есть, переход России на обязательное оснащение всех новых машин сильно по кошельку не ударит. Выгода, помимо умозрительного повышения безопасности: перед дальними поездками не надо бегать по периметру с манометром. Да и жизнь дороже.
Устройство «прямой» TPMS почти стандартное у всех производителей. В пластмассовый корпус монтируют комбинированный датчик давления, ускорения и температуры, ВЧ-пе-редатчик и элемент питания. Всё это крепится на штатный вентиль колеса, который используют как антенну.

Нештатные варианты

Многие фирмы выпускают «прямые» комплекты для самостоятельной установки — четыре датчика плюс компактный управляющий блок с монитором Можно подобрать к любой модели. Некоторые системы умеют выводить данные на экран смартфона — через Bluetooth.

Существует забавный вариант, при котором об отклонении давления изменением цвета индикатора оповещает датчик-колпачок, установленный на ниппель снаружи. Понятно, что на ходу водитель увидеть его сигнал не сможет. Однако это удобнее, чем регулярно проверять давление вручную. Правда, надёжность и точность измерения у таких безделушек часто хромают.

устройство датчиков давления для шин

УСТРОЙСТВО ПРЯМОЙ СИСТЕМЫ

В системах с прямым измерением показания снимают комбинированные датчики, установленные на вентили всех колёс (внутри или снаружи). Они фиксируют непосредственно давление и передают данные по радиосвязи в управляющий блок. В Европе для колёсных датчиков выделен частотный диапазон 433 МГц.
Это наиболее точный вариант TPMS, реагирующий на разницу в 0,1 бар и даже меньше. В серийном исполнении может отображать «онлайн» сведения обо всех четырёх колёсах одновременно, иногда ещё и температуру, что, возможно, избыточно.
Недостатки «прямой» системы: она дороже, чем «косвенная», и немного усложняет шиномонтаж-особенно когда датчики стоят внутри колеса. Некоторые системы после перемены расположения колёс (например, при перекидке колёс спереди назад для равномерного износа шин) требуют заново прописать их в память управляющего блока. Иногда эту операцию можно произвести только у официального дилера. А сами датчики зависимы от индивидуальных элементов электропитания (срок службы батареек обычно 5-7 лет).
1, 2, 7, 8. Датчики давления в шинах
3. Световой индикатор давления в шинах
4. Звуковой сигнализатор
5. Панель приборов б. Монитор
9. Блок управления контроля давления в шинах
10. Диагностический интерфейс шин данных

УСТРОЙСТВО КОСВЕННОЙ СИСТЕМЫ

По сути, это программное расширение АБС в сочетании с базовыми «умениями» ESP/ESC и прочей бортовой электроникой. Задействованы штатные датчики вращения колеса. Электроника отслеживает изменения (у спущенного колеса частота вращения растёт) и по ним диагностирует отклонения от нормативного давления.

Высокой точности этим способом не добиться, но её и не требуется. Система сигнализирует о потере давления в одном из колёс с индикацией его позиции. Либо в нескольких, но без подробных уточнений. Значимым отклонением считается 0,3 бар, опасным -0,5 бар.

В некоторых ситуациях «косвенные» системы трактуют как снижение давления иные процессы: при буксовании на скользких покрытиях, неравномерном размещении груза, активном маневрировании, на крутых подъёмах и спусках.

Проблема отчасти решается запрограммированной задержкой оповещения о спущенном колесе (обычно около минуты). Если за это время скорость вращения колеса придет в норму, оповещение отменяется.

Чтобы система не сигналила попусту, например, при сильно изменившейся загрузке автомобиля, водитель может перезапустить систему, задав электронике новые «нормы» давления (адаптация). То же — при сезонной замене шин и работах с ходовой частью.

1. Сигнал нагрузки/крутящего момента двигателя
2. Блок управления двигателем
3. Выключатель стоп-сигналов
4, 5, 8,10. Датчики частоты вращения колёс
6. Сигнал стояночного тормоза
7. Блок управления ABS
9. Клавиша индикатора давления в шинах
11. Монитор
12. Диагностический интерфейс шин данных
13. Панель приборов
14. Звуковой сигнализатор
15. Световой индикатор давления в шинах
16. Датчик поперечного и продольного ускорения
17. Датчик ускорения вокруг вертикальной оси
Оцените статью
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...
Добавить комментарий